Баннеры

Лучшая частная школа Росинка. Москва.


Турнир проводится негосударственной школой Росинка

Проект негосударственной школы Росинка

Новости

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031




Четверг, 17.08.2017, 05:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Мировая художественная культура
Сайт ЧУ ОО средней общеобразовательной школы "Росинка"
Главная | Регистрация | Вход
Европа 19 века


  
   Историю 19 в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789— 1799 гг.), уничтожившая монар­хию и установившая республику, надолго определила пути разви­тия европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общест­во — царство Свободы, Равенства и Братства.
   Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны.
 
Взятие Бастилии 14 июля 1789
   И всё же главным открытием века стало осознание неповторимой цен­ности человеческой личности. Французский писатель Стендаль отмечал: «Де­вятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».
   Именно в XIX в. мастер, который со времён Возрождения работал глав­ным образом по частным заказам, оказался лицом к лицу с тысячами посе­тителей художественных выставок, со зрительской массой. А она в основ­ном состояла из малообразованных людей, видевших в искусстве лишь праздную забаву или примитивное средство пропаганды.
Гойя. Маха одетая
 

   Впервые художник стремился выделиться из окружавшей его среды даже внешне, например носил необычную «артистическую» одежду. В то же время он остро чувствовал разлад между собственной душой и остальным миром. Не случайно в XIX в. расцвели наиболее лиричные, интимные виды искус­ства, в которых зритель как бы остаётся наедине с автором, — живопись, му­зыка и художественная литература; а искусства, адресованные многим, на­пример, архитектура, переживали кризис.

   XIX столетие можно назвать «эпохой великих археологических откры­тий»: велись успешные раскопки в Египте, Месопотамии, Греции. Европей­цы начали осознавать единство человечества, равноправие разных народов и культур. Наряду с античностью они открыли для себя Средние века — своё национальное прошлое — и мусульманский мир.
   Широкой публике стали доступны многочисленные музеи, они служили великолепной школой для будущих художников.
   В искусстве первой половины XIX в. соперничали два направления — неоклассицизм и романтизм.  
   Расцвет неоклассицизма пришёлся на годы Великой Французской рево­люции и период правления Наполеона I (первый консул с 1799 г., импера­тор в 1804—1814,1815 гг.).
   Этот стиль господствовал в архитектуре, изобра­зительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить.
   Новое направление в европейской культуре — романтизм (франц. romantisme) — выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII— XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения.
 
Бонапарт — первый консул, художник Энгр, Жан Огюст Доминик
      Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол­жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в ро­мантическом произведении — чувства и фантазия автора.
Для художни­ка-романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, кото­рое он чтил, — это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприяти­ем господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.
   Знамени­тый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверж­дал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».
Уильям Тёрнер. "Ангел, стоящий в солнечном свете"
  
Наполео́н III Бонапа́рт
 
   Вторая половина XIX в для Европы — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.
   В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее поло­жение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.  
   На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Ин­дии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпо­ха, получившая название викторианской.
   В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремес­ленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего ка­чества и вкуса.
   Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве об­разы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые про­шедшими веками, отметались старые сюжеты.
   Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Са­лоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков. 
   Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй поло­вины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, пре­образило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...
Франц Ксавьер Винтергальтер. Семья королевы Виктории и принца -консорта Альберта. 1846
Хрустальный дворец, символ первой Всемирной выставки

Copyright MyCorp © 2017