Баннеры

Лучшая частная школа Росинка. Москва.


Турнир проводится негосударственной школой Росинка

Проект негосударственной школы Росинка

Новости

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031




Суббота, 16.12.2017, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Мировая художественная культура
Сайт ЧУ ОО средней общеобразовательной школы "Росинка"
Главная | Регистрация | Вход
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи



   Образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.
   Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу.
   «Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна».
   Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо.
   Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо.
   Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.
   Некий «специалист широкого профиля» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.
  По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.
  С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит в полнее убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возраждения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.
  Ещё одна схожая версия? «Мона Лиза» - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джаконды – его улыбка.
  Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Вероккьо «Товия с рыбой», на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.
  Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника». Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: «В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства».
   В 2006 году журнал New Scientist, газета The Independent, а вслед за ними многие информационные агентства сообщили, что секрет улыбки разгадан американскими офтальмологами Кристофером Тайлером и Леонидом Концевичем. Эти специалисты из Научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско считают: тайна знаменитого произведения — в специфике нашего восприятия, которое как раз и учел Леонардо да Винчи. Откуда в лице Моны Лизы такое богатое разнообразие эмоций? Оно кроется в помехах, которые возникают в нашей системе визуализации. Глаз человеческий очень восприимчив к свету. Число фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, колеблется. Они активизируют абсорбирующие пигменты, возникают шумы в работе нейронов, которые отвечают за передачу визуальных сигналов в мозг. В итоге картинка чуть искажается и представляется тем более "разной” и живой, чем больше времени мы на нее смотрим. [1].
   Официально принята версия, что Леонардо позировала жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо мона (сокращенно от "мадонна”) Лиза Герардини. При этом искусствоведы ссылаются на мастера жизнеописаний Вазари, который утверждал, что Леонардо изобразил жену купца в образе Весны.
   Этой гипотезе противостоят три других, не менее сильных. Согласно первой, художник создал полуобнаженный портрет любовницы Джулиано Медичи — синьору Пачифику Брандано. По второй — это не что иное, как автопортрет Леонардо, на что указывают и компьютерные исследования. Согласно третьей, это изображение Катерины — матери Леонардо, прототипа многих героинь его мадонн. Дескать, молодой образ ее он все время носил в памяти, страдая эдиповым комплексом.
   А два года назад появилась версия немецкого искусствоведа Магдалены Зейст. Она уверена, что на полотне — итальянская графиня Катерина Сфорца, одна из знаменитых известных куртизанок эпохи Возрождения. Графиня вела распутный образ жизни, не раз выходила замуж, параллельно заводила бесчисленные любовные романы и нарожала 11 детей, главным образом внебрачных. Раскрыть загадку ученой помогла малоизвестная картина другого итальянца — Лоренцо Ди Креди. Он написал Катерину, когда ей было 25 лет. Теорию Зейст подтверждают также исторические документы.
   Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины «Леда» на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.
1.Саймон Кокс. Взламывая код да Винчи. История.ру, http://www.istorya.ru/book/davinci

Copyright MyCorp © 2017